Корзина пуста
 
 

Что может быть проще бумажного стаканчика...

Может показаться на первый взгляд, что бумажная посуда (стаканчики, тарелки) в России уже очень давно. Как сказал один коммерсант; «Бумажная посуда была практически постоянно». Попробуйте вспомнить мороженное в бумажных стаканчиках… Впрочем как направление бизнеса появилось не так давно, последние некоторое количество лет. Первопричина — появление новых станков, позволяющих делать качественные изделия неклеевым методом.
Итак, что может быть проще бумажного стаканчика? Только сама технология его изготовления! Берется лист бумаги с напечатанным на нем рисунком, оборачивается вокруг болванки, сваривается по шву, снимается, после чего в образовавший конус вбрасывается кругляшек донышка. Все это заворачивается снизу и еще проваривается — и у вас в руках произведение искусства!   
Не менее сложна технология изготовления и бумажной тарелки, коробочки и т.д.
Всё (технология и готовая продукция) очень красиво (гармония во всем!). А еще гигиенично — в силу собственного происхождения, бумажный стаканчик нельзя вымыть и повторно использовать. Не забудем и экологов — бумажный стакан, как естественный продукт, еще естественно утилизируется. Для правоохранительных органов, бумажный стаканчик — спасение при использовании на массовых мероприятиях. А как бумажная посуда нравится детям! Но это — не все куплеты гимна Бумажному Стаканчику…
            Рынка бумажной посуды в России, по сути еще нет. Некоторое количество лет назад, в одном почитаемом деловом издании, утверждалось, что производитель бумажной посуды в России только филиал финской фирмы Хухтамаки предприятие Поларкап в Подмосковье, и пожар на этом предприятии оставил страну без стаканчиков! Но опасения корреспондента напрасны — не все так грустно в нашем государстве. Естесственно, производств пока еще не так много — с учетом постсоветского пространства, возле 20. Как правило, они размещаются в Центральной России, Урале. Некоторые специализируются только на одних размерах выпускаемых стаканчиков (чаще для кофейных автоматов) , другие пытаются выпускать более видов, но владеют только 1 -2 станками. Есть еще компании, коие импортируют готовые стаканчики из Европы (к примеру, Польша, Италия, Финляндия, Германия и т.д.) , США, Китая, Кореи и даже Вьетнама … Ассортимент еще пока небогат — некоторое количество основных размеров тарелок, практически не производят ланч-боксы. Стаканчики представлены размерами на 100 грамм (6 — 6,5 унций по мировой классификации) для кофе (в т.ч. торговых автоматов) , на 200 грамм (9 унций) для чая, 300 грамм (12 унций) для напитков, в сравнительно не очень больших количествах стаканы для поп-корна и мороженного.
           Оборудование для производства бумажных стаканчиков поставляется как правило из нескольких стран — США, Германия и Франция, Южная Корея, Китай. Американское комплексы ориентированны на выпуск с высокой скоростью большого количества продукции, в большинстве случаев, из рулонной бумаги, в следствии этого они очень дороги — от нескольких сот тысяч до миллиона USD. Европейские машины дешевле, очень надежны, высокоавтоматизированы, имеют достаточную скорость, но все-таки стоимость очень высокая — некоторое количество сот тысяч USD. Очень надежны, практичны (ничего лишнего) станки из Южной Кореи. Эта держава, по сути, законодатель моды в данном направлении. И стоимость существенно ниже — возле 30 — 50 тысяч USD. Китайские станки встречаются различные — сделанные по лицензиям (или же совместно) с Ю.Кореей отличаются неплохим качеством и главное достоинство — стоимость: возле 15 — 30 тысяч USD (FOB отправитель) , что разрешает очень проворно окупать вложения. Впрочем есть и такие станки, коие сделаны где-то   как-то    со всеми вытекающими последствиями. Я не рассматриваю станки из других стран Юго-Восточной Азии и Индии, коие, в большинстве случаев, являются копиями китайских…
Основная производительность корейского или же китайского станка — приблизительно 30-50 шт. в минуту, хотя поставлены в Россию уже и высокоскоростные станки с производительностью возле 80 шт. в мин. Европейские станки больше скоростные — от 120 до 250 шт. в мин. Различаются станки еще по использованию способа сваривания — термический (в т.ч. горячим воздухом) или же ультразвуковой. Первый — проще, надежнее, второй — разрешает работать на больших скоростях, требует определенной настройки, дает лучшее крепление. Одномоментно станок может производить только один размер. Для выпуска другого размера требуется переустановить т.н. молдинги (головки) — болванки, на коие наворачиваются стаканчики. Процесс замены занимает определенное время, все зависит от опыта оператора. Обслуживает станок один человек, хотя возможен, при определенном опыте, многостаночник.
           Для изготовления стаканчиков и тарелок может понадобиться и некоторое другое оборудование. К примеру, печатное — для нанесения рисунков. Пригодны всевозможные виды печати с учетом данной специфики: оперативная (на некоторых лазерных принтерах) , высокая, офсетная, флексографическая. Еще могут быть необходимы станки для высечки, коие вырубают из бумаги заготовки для стаканчиков. Для этой цели подойдет тигельный станок, плоскопечатный и т.д. Все это оборудование довольно широко представлено в России и применяется в многих фирмах. В следствии этого некоторые предприятия по выпуску бумажной посуды создавались на базе полиграфических или же гофро производств.
Основное используемое сырье — особенным образом ламинированная бумага примерной плотностью от 120 до 280 гр/м² Некоторые производители посуды пр;именяют бумагу финского производства, впрочем и в России есть довольно неплохая бумага для производства бумажных стаканчиков. За рубежом, в большинстве случаев, односторонне-ламинированная бумага применяется для изготовления стаканчиков для прохладных напитков, а двухсторонне-ламинированная (с учетом теплопроводности) — для страстных, впрочем в нашей стране такое разделение не учитывается. Вполне вероятно применение в производстве фольгированной бумаги.
При средней производительности возле 35 шт в мин, при односменном режиме работы и нормальной продолжительности рабочего дня, на одном станке в месяц можно изготовить возле 300 тыс штук. Это потребует приблизительно от 2,5 до 3 тн бумаги.
           Особенная тема разговора — это потребление одноразовой бумажной посуды. На первый взгляд, что население России, привыкшее одноразовые вещи использовать неоднократно, навряд ли воспримет такую посуду. Тем более, что стремление покупателя перейти на эстетически симпатичную посуду, в также время, с эффектом необыкновенного рекламоносителя, иногда наталкивается на неспособность производителя проворно, сравнительно небольшими тиражами исполнить заказ. Неразвитость производства накладывает свой след на сбыт. Покупателю не остается ничего другого как искать замену. Впрочем вендинговые фирмы, фаст-фуды, рекламные компании, молочные и кондитерские предприятия, транспортники (в частности, железнодорожники и авиаторы) уже оценили выдающиеся качества и возможности именно бумажной посуды. Их поддерживают санитарные инспекции в ряде регионов России, коие запрещают использовать небумажную посуду уличных кафе, при употреблении алкогольных напитков и т.п. и т.д. Верно заметил один из врачей: «Продается не сам бумажный стаканчик, а настоящая гигиена». Играет немаловажную роль и фактор определенного престижа — многие почитаемые компании пользуют только бумажную посуду: к примеру, Кока-кола, Макдоналдс и т.д. Психологи отмечают фактор приятных тактильных чувств (в т.ч. на подсознательном уровне) от бумаги по сравнению с другими материалами. Нередки случаи применения стаканчиков с фирменными логотипами на предприятиях, в выездном питании (кейтеринг) , на массовых спортивных мероприятиях (как, к примеру, на сеульской Олимпиаде). Вообще нужно заметить, как сказал Габриель Гарсиа Маркес: «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам одноразовый». Возможности последующего применения безграничны — цилиндрические стаканы (тубы) , стаканы с квадратным дном, запаивание стаканов крышкой (платинка, «кепочка») , тарелки всякий формы и большой глубины, стаканчики и тарелки с ручками, различные методы печати и т.д.
           Порой можно услышать возражения по поводу превышения цены бумажного стаканчика над пластиковым. Но, господа, простые истины — до тех пор, пока будут возить бумажные стаканчики в следствии тридевять земель, пока будет только некоторое количество десятков производителей на всю нашу очень большую страну, пока рынок не сформируется, — какой значение снижать цены?!
Скоро исполнится 100 лет бумажному стаканчику. В 1907 году Лоуренс Луэллен с Хью Мур в Канзасе (США) сделали первый стаканчик для своих автоматов по продаже газированной воды. На фоне борьбы с общими кружками для питья как источника распространения всяких болезней стаканчики начали свое победное шествие по планете. Мы не знаем, когда появился первый экземпляр в нашей стране, но сегодня темпы роста потребления стаканчиков, тарелок очень высокие и в следствии этого пока можно говорить об экстенсивном пути развития — появлении новых производств при буквально отсутствующей конкуренции. 20 предприятий в лучшем случае выпускают в месяц (без учета Хухтамаки-Поларкап) чуть больше 12 млн штук стаканчиков на всю страну. А в не очень большой Южной Корее применяется больше 2 миллиардов штук… Мы как-то    посчитали, что даже в случае если появится возле тысячи новых предприятий, спрос еще не будет удовлетворен!
Рынок открыт и дожидается вас… !

 

автор Дерягин Н. П.


02.06.2009

Вернуться к списку статей